Производство и изготовление витражей
Уникальное декорирование художественным стеклом

Информация о витражах

С момента возникновения цветных узоров на стекле до официального признания витражей как вида искусства минуло несколько веков. Искусство расцвеченных окон проходило разные этапы, и, проходя через взлеты и падения, дошло до нашего времени. Несмотря на то, что крупные витражные мастерские существовали в нескольких европейских странах, в современных языках этих стран нет точного слова, обозначающего это искусство. Точнее всего именует этот вид декоративного творчества французский язык - словом «vitrail», которое содержит в основе слово «vitrum», что указывает на его византийское происхождение.

Первые, но небольшие упоминания о цветных деталях в оконных стеклах относятся к концу I века до н.э.. Следующие несколько веков информация о прототипах витражей практически не встречается, за исключением кратких византийских заметок из IV – VII века. Гарантированно подтвердить существование витражей в раннем средневековье помогли найденные в Англии экземпляры VII века. Второе доказательство, которое сейчас хранится в Дармштате, датируется девятым веком. Но самая известная из сохранившихся до наших дней работ авторства германских мастеров установлена позднее – это были окна Аугсбургского собора. Судя по количеству сохранившихся в Германии средневековых витражей, такой вид искусства был в этой стране довольно популярен.

Доподлинно известно, что французские мастера девятого века славились искусным использованием блестящих вставок из драгоценного стекла. Этому искусству парижане обучались в художественной школе при монастыре Сен-Дени, окна которого, рассказывающие библейские сюжеты разноцветными стеклами, – тому подтверждение. В описаниях из рукописей говорится, что картинами из цветных стекол иллюстрировали, в основном, библейские сюжеты. Такими композициями оформляли интерьер церквей. В витражной технике изготавливались и портреты, но основной областью применения витражей оставались религиозные постройки. Составляя композиции из стекла, французы не просто оформляли интерьер. Своими работами французские мастера дали начало базовым составляющим готического стиля, то есть фактически став родоначальниками нового направления в искусстве.

С тех пор глухие, ничем не разбавленные пространства стен канули в небытие. Отличительным признаком романской эпохи стали колонны и окна, обильно рассекающие стены, делая здания будто прозрачными. Этим отличается, например, всемирно известный Собор Парижской Богоматери. Новая мода спровоцировала перестройку Кентерберийского собора: довольно узкие окна часовни и усыпальницы превратились в обширные живописные полотна.

Пик «искусства цветного стекла» пришелся на XVIII век. Причем больших масштабов достигло как качество, так и количество работ. В это время во Франции, в Шартре, была основана школа мастеров витражного дела, пришедшая на смену школе при Сен-Дени, и значительно превзошедшая ее. Мастера оставили заметный след в готическом искусстве, расписав более двух сотен окон.

Однако после взлета последовало падение. В течение нескольких веков после появления шартровской школы популярность витражей в их первозданном понимании практически сошла «на нет». Искусство в то время стремилось отражать реальность с максимальной визуальной схожестью. Так и мозаика на стекле переставала быть плоским изображением, все более становясь похожей на картины, но теряя при этом свой отличительный стиль, свою индивидуальность исполнения. Но готический стиль не перестал существовать. Теперь он представлял собой оконные произведения, объединенные в единый ансамбль храма. В противоположность этому начали появляться отдельные витражные композиции, не являющиеся частью убранства помещения. Появление самостоятельных витражных работ сигнализирует о том, что витраж перестал восприниматься как часть монументального ансамбля и даже несколько растерял свою величественность. К расцвету эпохи Возрождения витраж окончательно перестал восприниматься как неотделимая составляющая сооружений, однако не исчез полностью, и по сей день не утерян для архитектуры.